Не так давно услышала по радио немного из биографии Агнии Барто и была очень удивлена ,я то выросла на ее стихах, моя дочка обожает их , а я и не знала что благодаря работе писательницы столько деток после войны нашли свои семьи.
Нашла на просторах интернета ее биографию (немного суховато написано, но все же суть то остается)
Талантливый человек -талантлив во всем .
* * *
— На самом деле Агния Львовна родилась в феврале 1907 года, — уточняет дочь
Барто Татьяна Щегляева. — Просто в голодную послереволюционную пору прибавила
себе год за «селедочные головы». Был тогда такой паек для служащих — селедкой.
На работу брали только с 16 лет, вот девушка и «повзрослела». Некоторое время
мама работала делопроизводителем в «Главодежде».
Стихи Агния писала лет с четырех. Ее кумиром был Маяковский. Позже, на даче в
Мамонтовке, юная Агния увидела его. Корты, на которых девушка играла в теннис,
граничили с дачей поэта. Она часто наблюдала, как, вышагивая вдоль забора,
Маяковский что-то сочинял. В то время Барто подумывала, что пора перейти на
взрослые, «настоящие» стихи. Тогда в литературе существовала точка зрения, что
стихи для детей — поэзия второго сорта.
На «Книжкин день» в Сокольниках было приглашено много поэтов, из «взрослых»
приехал один Маяковский. Юная Агния с лесенки за эстрадой наблюдала, как он
волновался: «Поймут ли дети новую поэзию?» Восторженные детские аплодисменты
подняли над парком огромную стаю ворон. «Вот для кого надо писать!» — воскликнул
воодушевленный поэт.
— Каждое утро, просыпаясь, мама тут же садилась за письменный стол, —
вспоминает дочь. — Написав новое, мама читала это всем, кто был рядом.
Внимательно прислушивалась к критике.
В начале 30-х детские стихи принимались общим собранием, большинством
голосов. Так, дома у поэтессы хранился протокол собрания, где по поводу строчек
«Уронили мишку на пол» вынесено решение: «Рифмы переменить, они трудны для
детского стихотворения».
Со своим первым мужем, Павлом Барто, Агния познакомилась в балетной студии на Страстном бульваре, которую держала тетка юноши. Павел, в чьих жилах перемешалась английская, немецкая и русская кровь, был необыкновенно хорош собой: голубоглазый шатен, мужественный и грациозный одновременно. — Агния была активнее и смелее, — рассказывает дочь Павла Барто от второго брака Сусанна. — Она сама выбрала Павла, называла его своим «голубым принцем», покорила его своей женственностью. Это была романтическая первая любовь. Они вместе увлекались поэзией и вместе писали стихи. Несколько ранних стихотворений были подписаны «А. и П. Барто». Поженились молодые люди в весьма нежном возрасте. Уже в 25-м году родился сын, которому родители придумали звучное имя Эдгар, по-домашнему Гарик. В 16 лет, при получении паспорта, мальчик поменял его на более простое — Игорь. — Рождение ребенка не помогло сохранить семью, — продолжает Сусанна Павловна. — Расстались они тоже по инициативе Агнии Львовны. Она была человеком действия, а папа, наоборот, был чувствительным. При расставании Агния Львовна сказала, что «нравится тебе это или нет, но фамилию я оставлю себе». Павел тяжело переживал развод с Агнией. Был женат еще три раза. Счастье нашел только в последнем браке, со своей двоюродной сестрой. Павел Николаевич писал рассказы о животных и «орнитологические стихи». — Агния Львовна была сердита на него, — вспоминает поэт Юрий Кушак о том, какие отношения были у поэтессы с бывшим мужем уже в 70-х годах, — он публиковал их некоторые ранние стихи, хотя она просила не делать этого. А тогда, в конце 20-х, в компании, куда входили сестры Павла Барто, Агния познакомилась с талантливым энергетиком, красавцем Андреем Щегляевым. — Папа долго не хотел вмешиваться в семью с ребенком, — вспоминает Татьяна Щегляева. — Специально уезжал в длительные командировки, чтобы убедиться в силе чувств или, быть может, неизбежности этих отношений. Несмотря на то что свадьбы как таковой у Агнии и Андрея не было (регистрация длилась всего несколько минут, а весь ЗАГС был завешан плакатами об угрозе сифилиса), вместе они прожили более 40 лет и были удивительно счастливы. Андрей Владимирович был крупным энергетиком, членом-корреспондентом Академии наук и автором учебников, по которым до сих пор учатся студенты МЭИ.
* * *
Со своим первым мужем, Павлом Барто, Агния познакомилась в балетной студии на Страстном бульваре, которую держала тетка юноши. Павел, в чьих жилах перемешалась английская, немецкая и русская кровь, был необыкновенно хорош собой: голубоглазый шатен, мужественный и грациозный одновременно. — Агния была активнее и смелее, — рассказывает дочь Павла Барто от второго брака Сусанна. — Она сама выбрала Павла, называла его своим «голубым принцем», покорила его своей женственностью. Это была романтическая первая любовь. Они вместе увлекались поэзией и вместе писали стихи. Несколько ранних стихотворений были подписаны «А. и П. Барто». Поженились молодые люди в весьма нежном возрасте. Уже в 25-м году родился сын, которому родители придумали звучное имя Эдгар, по-домашнему Гарик. В 16 лет, при получении паспорта, мальчик поменял его на более простое — Игорь. — Рождение ребенка не помогло сохранить семью, — продолжает Сусанна Павловна. — Расстались они тоже по инициативе Агнии Львовны. Она была человеком действия, а папа, наоборот, был чувствительным. При расставании Агния Львовна сказала, что «нравится тебе это или нет, но фамилию я оставлю себе». Павел тяжело переживал развод с Агнией. Был женат еще три раза. Счастье нашел только в последнем браке, со своей двоюродной сестрой. Павел Николаевич писал рассказы о животных и «орнитологические стихи». — Агния Львовна была сердита на него, — вспоминает поэт Юрий Кушак о том, какие отношения были у поэтессы с бывшим мужем уже в 70-х годах, — он публиковал их некоторые ранние стихи, хотя она просила не делать этого. А тогда, в конце 20-х, в компании, куда входили сестры Павла Барто, Агния познакомилась с талантливым энергетиком, красавцем Андреем Щегляевым. — Папа долго не хотел вмешиваться в семью с ребенком, — вспоминает Татьяна Щегляева. — Специально уезжал в длительные командировки, чтобы убедиться в силе чувств или, быть может, неизбежности этих отношений. Несмотря на то что свадьбы как таковой у Агнии и Андрея не было (регистрация длилась всего несколько минут, а весь ЗАГС был завешан плакатами об угрозе сифилиса), вместе они прожили более 40 лет и были удивительно счастливы. Андрей Владимирович был крупным энергетиком, членом-корреспондентом Академии наук и автором учебников, по которым до сих пор учатся студенты МЭИ.
* * *
— Каковы первые детские воспоминания о маме? — интересуюсь у дочери Барто.
— Мама много работала, — говорит Татьяна Андреевна. — Времени для длительного
общения не было. Но при этом мама была в курсе всех наших дел, интересов, а уж
если кто-то заболевал, проводила рядом дни и ночи.
Двое детей Агнии Львовны, Гарик и Танечка, несмотря на восьмилетнюю разницу в
возрасте, ладили между собой.
— Брат мне доверял, брал в свои игры, — с нежностью вспоминает Татьяна
Андреевна. — Когда я пошла в школу, напутствовал: «Никогда не жалуйся».
— Гарик часто приходил к нам в гости, — вспоминает Сусанна Павловна. — Они с
папой очень дружили. А мы с сестрой Мариной просто молились на него: старший
брат! Он трогательно, по-взрослому общался с нами, играл. Одно лето Гарик и
Танечка даже жили в деревне вместе с нашей семьей.
— Мне всегда казалось, что стихи Барто написаны для своих детей, — говорю
Татьяне Андреевне.
— Абсолютно нет. Ей хватало впечатлений: мама много ездила в детские сады,
школы, пионерские лагеря, — отвергает мое предположение дочь поэтессы.
Агния Львовна, надо сказать, всегда волновалась, когда Татьяна присутствовала
в зале, и цитировала Чехова: «…дочери те же воробьи: их на мякине не проведешь».
* * *
Во время войны Агния Львовна разрывалась между Москвой и Свердловском, куда
были эвакуированы дети с няней. Работала на радио, в газетах. Чтобы написать о
подростках-уральцах, которые пришли из деревень трудиться на оборонных заводах,
вместе с ними получила разряд токаря. Несколько раз ездила в командировки на
фронт. Однажды чудом выбралась с минного поля.
В Свердловске Гарик поступил в летное училище. Мечтал воевать. Его отчислили
по состоянию здоровья, из-за больного желудка.
— С большим трудом для Гарика в больницу мама достала несколько яблок, —
вспоминает Татьяна Андреевна. — Она везла их на коленях, в картонной коробке.
Каждое яблоко, как драгоценность, было завернуто в отдельную бумагу.
Юноша не оставил мечту о небе и, когда вернулся из эвакуации, поступил в
авиационный институт. Одновременно он учился в консерватории, сочинял музыку.
4 мая 1945 года. Солнце, радость, предвкушение Победы…
Вдруг — звонок в дверь: «Гарик погиб. Его сшибла машина».
— Это горе осталось с мамой навсегда, — говорит Татьяна Андреевна. — Не было
дня, чтобы она не говорила об этой трагедии.
* * *
В 50-х годах Барто начала вести передачу на радио «Найти человека», в которой
помогала встретиться людям, разлученным войной. Часто терялись совсем маленькие
дети, которые не помнили ни своей фамилии, ни того, где жили. Началась передача
с поэмы Барто «Звенигород». Женщина, считавшая, что ее 8-летняя дочь Нина
погибла во время войны, написала Агнии Львовне: «Читала „Звенигород“ и думала: а
может, и моя Ниночка все-таки жива… и первую ночь я не плакала». Через 8 месяцев
Нина нашлась. О встрече матери с уже взрослой, 18-летней дочерью написала
пресса. Прочитав заметку, некий впечатлительный юноша заочно влюбился, поехал в
Караганду, где тогда жили Нина с матерью, и женился на девушке.
К Барто стали приходить письма от людей, чьи судьбы были похожи на судьбу
Нины и ее мамы. Люди находили друг друга по совсем, казалось бы, незначительным
воспоминаниям. «Помню мальчика Борю старше меня, он мне выдергивал зуб. Привязал
ниточку за зуб и другой конец нитки потянул. Зуб вырвался, а мальчик упал, кто
он мне был, не знаю», — писала девушка. Боря, который оказался ее старшим
братом, нашелся, а вместе с ним и ее мать.
— Почти девять лет каждый месяц, 13-го числа, выходила в эфир передача Барто,
которую слушали буквально все, — вспоминает иллюстратор Виктор Чижиков.
927 семей воссоединились благодаря ее усилиям.
Закрыли передачу потому, что со временем матери, которые в основном искали
своих детей, старели, умирали, и постепенно поток писем пошел на убыль.
* * *
— Агния Львовна подпускала к себе не сразу: приглядывалась, держала паузу, —
говорит Чижиков. — Когда хорошо узнавала, то «зачисляла человека к себе в душу».
К примеру, моего олимпийского мишку она считала творческой удачей и, когда он на
закрытии Олимпиады улетал, первая позвонила мне: «Я же вам говорила, что он
растопил сердца людей».
— Вспоминаю, как мы работали над книжкой «Лебединое горе», — делится художник
Май Митурич. — Вечером вместе с Агнией Львовной и ее супругом, который любил
рисовать, мы садились в ее уютном кабинете, и я доставал свои иллюстрации. После
обсуждения она ставила на стол «клюковку» или коньячок, хотя сама почти никогда
не пила. Через некоторое время Агния Львовна оставляла нас с Андреем
Владимировичем. Наши разговоры часто затягивались далеко за полночь. Уже после
его смерти Барто призналась мне, что знала тогда о смертельной болезни мужа.
Она пережила супруга на 11 лет. Умерла первого апреля 1981 года.
— Агния Львовна часто звонила, чтобы просто поделиться своими тяжелыми
чувствами, немного мистическими настроениями, — рассказывает Май Митурич о
последнем периоде жизни Барто. — Я мог только выслушать, сопереживать. Она все
время говорила о сыне…
источник: http://www.mk.ru/numbers/2042/article69990.htm
источник: http://www.mk.ru/numbers/2042/article69990.htm
1 комментарий:
Я тоже об этом не знала, спасибо за интересный рассказ! :)
(если Вы уберете проверку кодом, то комментировать будет намного проще) :)
Отправить комментарий